Производственная независимость
События прошлого года дали толчок к вынужденным изменениям в стратегии бизнеса. Санкционные ограничения, острая конкуренция – в турбулентном режиме происходит активная перестройка. Тем не менее отечественная промышленная отрасль показала свою готовность к успешной работе в новых и непростых условиях. Сергей Лебедев, генеральный директор «Теплолюкс», рассказывает на примере компании, как адаптироваться к таким условиям и выйти на новый уровень.
Рост продаж в период трансформации
Мы очень позитивно смотрим вперед. Несмотря на сложную ситуацию с поставками сырья, с перестройкой логистических цепочек, нам удалось сохранить и даже нарастить производство. Это стало возможно благодаря тому, что свой путь к технологическому и сырьевому суверенитету мы начали несколько лет назад.
Как результат, сегодня:
-
наши продукты не надо ждать из-за границы;
-
наши цены почти не зависят от курса валют;
-
наш центр разработок и поддержки общается на русском языке и находится на заводе.
Кроме того, мы активно инвестируем в технологии, позволяющие своевременно обнаружить отклонения в качестве продукции. Например, в нашей лаборатории установлено оборудование, позволяющее имитировать как реальные, так и экстремальные условия эксплуатации нашей продукции. Высокая степень автоматизации сборочных операций и конвейерная сборка позволяют минимизировать человеческий фактор в наших производственных процессах.
Главный принцип для нас – это прозрачность всех бизнес-процессов, связанных с управлением качеством.
Поэтому мы активно внедряем инструменты цифровизации, например, мы полностью ушли от бумажных носителей и перешли на электронные базы данных. В настоящий момент идет активная интеграция процессов системы менеджмента качества во всех подразделениях компании. Наша цель – это не только обнаружить некачественную продукцию на каждом этапе производства, но и исключить саму возможность ее изготовления.
Для отдельных товарных категорий, например, теплых полов, у нас внедрен 100% контроль специальных характеристик кабельных нагревателей. Благодаря этому в 2022 году из 0,5 млн проданных изделий мы столкнулись лишь с 27 гарантийными случаями. Каждый случай был отработан и внедрены меры, предотвращающие повторное возникновение дефекта.
Мы работаем с внедрением как абсолютно новых, так и обновленных продуктов на базе компонентов, произведенных и приобретенных в Российской Федерации, которые ранее поставлялись из-за рубежа. Практически все комплектующие для кабелей производятся в России: и металлы, и пластикаты.
Существуют, конечно, специфичные продукты вроде высокотемпературных кабелей, материалы для которых завозились из Европы и Азии. В начале 2022 года компания испытывала некоторые сложности, связанные с отказом европейских и японских компаний продолжать работать с Россией. Но рынок широкий, мы нашли в России предприятия, которые согласились вместе с нами разработать и наладить производство изоляционных пластикатов с повышенной стойкостью к температурным воздействиям.
Так появились аналоги, которые теперь даже превосходят по характеристикам материалы, поставки которых были остановлены.
Еще с прошлого года завод перешел на изоляцию кабелей новыми термоэластопластами российского производства, которые соответствуют международным стандартам качества.Разработка новой инновационной продукции
Возникшие сложности потребовали новых вложений, так как пришлось дороже покупать комплектующие и контрактоваться на более долгий срок. Но мы видим хороший прирост, потому что качество не ухудшилось, а образовавшийся дефицит электроники из-за ухода с рынка западных конкурентов мы закрываем своим ассортиментом: например, наш контроллер для управления системами антиобледенения кровли, открытых площадок и обогрева трубопроводов сейчас почти единственное доступное в России решение, которое полностью обеспечено гарантией и поддержкой производителя. А более популярной системы защиты от протечек, чем наш Neptun, просто не существует.
Мы одни из первых в мире внедрили цифровую радиочастотную NFC-маркировку теплых полов для обеспечения исключительной прослеживаемости цепочки создания и дальнейшей судьбы каждого изделия, чтобы обеспечить лучший сервис и гарантии для наших клиентов.
Мы производим абсолютно новые для рынка продукты и представляем последние инновационные разработки в подтверждение оптимистичного прогноза на ближайшее будущее. Например, инновационная линейка теплых полов на основе нагревательных матов «Теплолюкс Liberte» – продукт обладает уникальным набором функциональных характеристик, высокой устойчивостью к перегреву и возможностью установки под мебелью.
R&D -центр предприятия ежегодно разрабатывает новые виды продукции, включая все виды электрических теплых полов, систем антиобледенения, защиты от промерзания грунта в морозильных цехах и снеготаяния для пандусов, кровель и открытых площадок, а также систем и компонентов для защиты от протечек воды. Продукция «Груп Атлантик Теплолюкс» представлена в крупных DIY-сетях, маркетплейсах, пользуется популярностью у застройщиков, монтажных компаний, крупных дистрибьюторов, а также в муниципальных учреждениях.
В прошлом году мы оформили акты экспертизы происхождения в Торгово-промышленной палате. Это позволяет оформлять сертификаты происхождения СТ-1, подтверждающие, что отгружаемая продукция действительно российского производства.
Адаптация сотрудников к новым процессам
Чтобы поддержать сотрудников и адаптировать к таким переменам, мы запустили различные программы обучения: они нацелены на развитие лидерских навыков, улучшение эффективности работы, упрощение, повышение производительности труда. Проводим тренинги, мастер-классы, организовываем групповые проекты.
Так, в рамках программы обучения Lean management были внедрены специальные модули обучения, главной задачей которых стало развитие самообучения и обмен опытом внутри команд. Таким образом, в 2022-2023 годах новые обучающие программы освоили более 550 человек.
В 2023 году состоялся запуск еще одного проекта – «Школа Лидеров». Это групповые внутренние и внешние тренинги, обмен опытом между сотрудниками смежных отделов, самостоятельное обучение с помощью электронных курсов и специальной литературы, которую компания предлагает в рамках корпоративной библиотеки.
Опираясь на один из главных принципов – развитие профессионализма, – мы предлагаем нашим мастерам производства, склада, отдела техподдержки и ремонта оборудования узнать о профессии руководителя больше. Для этого запущен проект «Школа Мастера», который включает в себя как профессионально-прикладные знания , так и совершенствование областей, направленных на развитие личностных качеств.
Наша компания применяет действительно индивидуальный подход к каждому. Уровень удовлетворенности сотрудников нашего завода «Груп Атлантик Теплолюкс» в этом году достиг 85%.
На примере «Теплолюкс» можно заключить, что сегодня производственные компании в гораздо меньшей степени зависимы от западных товаров, это позволяет нашим производителям обеспечивать внутренний рынок необходимой продукцией и даже открывать новые экспортные направления. Но при этом деньги, которые раньше компании платили за рубеж за материалы и комплектующие, теперь остаются в России.